Яхта (Yacht) - устройство и основные понятия

6 октября 2010 - 18:14
Яхта (Yacht) - устройство и основные понятия

Колышутся на лёгкой волне яхты возле причала. С одной стороны, вроде бы они разные. С другой - и между ними попадается по нескольку одинаковых… Давайте разберемся с этим подробнее. Все парусные суда для отдыха на воде и спорта принято называть одним словом - яхта. Поначалу яхты стали популярными на территории Голландии, а по истечении некоторого времени и возле английских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимавшихся парусным спортом. Для многих людей понятие «яхта» ассоциируется с роскошью, богатством, приятным времяпровождением, а также спортом.

 Устройству яхт посвящено огромное количество книг и интернет ресурсов с огромными томами информации технического плана, редакция Engine-Market  попытаемся осветить наиболее важные и интересные вопросы в ознакомительных целях. Поэтому сосредоточимся на главном. Готовы к морскому путешествию? Тогда полный вперед!!!

Поначалу яхты стали популярными на территории Голландии

Поначалу яхты стали популярными на территории Голландии.

 Яхта (нидерл. jacht, от jagen — гнать, преследовать) — первоначально лёгкое, быстрое судно для перевозки важных персон. Впоследствии — любое парусное или парусно-моторное судно, предназначенное для спортивных или туристических целей. Наиболее распространены парусно-моторные яхты.

 В современном использовании термин «Яхта» означает три различных класса судов: парусные яхты, парусно-моторные и моторные яхты. Традиционно яхты отличались от рабочих судов в основном назначением — как быстрое и комфортабельное средство передвижения морем состоятельных людей. Практически все современные парусные яхты имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра.

 

 Классификация яхт

 Классифицируют яхты, как правило, по движущей их силе. Это либо сила ветра, либо двигатель внутреннего сгорания (ДВС). То есть существуют яхты парусные и яхты моторные. Однако в настоящее время мотор на яхте присутствует всегда. Современные правила безопасности требуют обязательной установки аварийного двигателя даже на многих спортивных яхтах. Другое дело, что на моторных яхтах может быть один или несколько моторов, в зависимости от ее предназначения и размеров. Между парусными и моторными располагаются гибридные варианты. Это парусно-моторные (где парус всегда основной движитель) и моторно-парусные яхты (где парус играет вспомогательную или декоративную роль).

Парусно-моторная яхта

Парусно-моторная яхта

 Независимо от типа движителя яхты легко отличать по количеству корпусов. Подавляющее большинство яхт однокорпусные, но в последние десятилетия вошли в моду и перестали быть экзотикой двух- и трехкорпусные парусные и моторные яхты: катамараны и тримараны (многокорпусники).

Моторная яхта

Моторная яхта

 

 Габариты яхт

 Параметров, определяющих размеры, достаточно много, называются они размерениями.

 Длина наибольшая (LOA или Overall Length) и ширина наибольшая (Overall Beam) – это габаритные размеры. Включают в себя все выступающие части, такие, как бушприт (горизонтальный либо наклонный элемент, выступающий вперёд с носа парусного судна, предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна), якорь и т.п. Еще бывает длина корпуса яхты - Hull Length. Более важный показатель, определяющий предельную скорость, на которую способна яхта, - длина ватерлинии (Length on waterline).

Бушприт судна

Бушприт судна

 Максимальная осадка (когда яхта полностью загружена припасами, с экипажем и пассажирами на борту в пресной воде) - Draft maximum. Водоизмещение - Displacement. Измеряется в тоннах вытесняемой воды. Это считается весом яхты. Для парусных яхт приходится учитывать еще и высоту мачт над водой. Но это только в том случае, если яхте предстоит проходить под мостами.

 Теперь, зная, какие бывают яхты, мы готовы рассмотреть, как яхты устроены. Отразить бесконечное многообразие яхт - задача непосильная, поэтому предлагаем вам рассмотреть типичных представителей моря и океана: парусно-моторная и моторная яхты.

 

 Парусно-моторная яхта

 Давайте вначале рассмотрим в качестве примера классическую парусно-моторную яхту. Основу любой яхты составляет ее корпус. Он воспринимает все нагрузки и при этом не должен опрокидываться. Парусные килевые яхты, а это практически все однокорпусные яхты, имеют под днищем надежно прикрепленный элемент стабилизации, именуемый килем. Киль выполнен из какого-нибудь тяжелого металла (чугун, свинец, иногда даже уран) и выполняет две функции. Основная задача - предотвратить опрокидывание яхты. Вес киля обычно составляет около трети всего веса яхты. Другая задача киля - служить «плавником», препятствующим боковому сносу (свести к минимуму дрейф). Когда парусно-моторная яхта движется только под мотором, бокового сноса не возникает. Паруса же тянут яхту не только вперед, но и в подветренную сторону. Киль этому препятствует, и в результате возникает крен яхты. Чтобы киль хорошо работал, его делают достаточно большим и глубоким. Из-за киля парусные яхты имеют значительную осадку и под парусами всегда ходят с креном (кроме попутных курсов). Нормальный крен под парусами считается до 30 градусов.

Многокорпусная яхта (катамаран)

Многокорпусная яхта (катамаран).

 Конечно, существуют парусные яхты без стационарного киля (или килей - их может быть несколько). Они называются швертботами. В днище такой яхты проделан швертовый колодец (или несколько колодцев), через который экипаж опускает шверт - таким образом обеспечивают боковое сопротивление корпуса. Шверт сам по себе легкий и не предназначен удерживать швертбот от опрокидывания, скорее он этому способствует. Поэтому экипаж вынужден откренивать швертбот своим весом, что не всегда удается. Яхтсменам-новичкам швертботы настоятельно не рекомендуются.

Швертботы

Швертботы

 

 Максимально возможная скорость яхты

 Пропорции корпуса определяют максимально возможную скорость яхты. Правило простое: "длина бежит". Значение имеет не только абсолютная длина корпуса, но и отношение длины к ширине. У классической яхты отношение ширины к длине 1:8 (иногда даже 1:10). Чем уже яхта, тем она быстроходней. Приобретая яхту, вы вправе поинтересоваться, на какую максимальную скорость она способна. Эта величина заранее известна и называется "Hull speed".

 Максимальная скорость обычной парусно-моторной яхты средних размеров всегда будет невысокой - в пределах 10 узлов. Под двигателем (40-80 л.с.) такие яхты передвигаются со скоростью 6-8 узлов. На первый взгляд кажется маловато, но этого вполне достаточно для круизного плавания и собственного удовольствия.

Спортивный яхтинг во всей свое красе

Спортивный яхтинг во всей свое красе.

 Корпус делится ватерлинией на подводную и надводную части. Кроме киля под водой находится перо руля - плоскость, способная поворачиваться влево и вправо. Руль управляется  рулевым механизмом, спрятанным в малодоступном месте корпуса. Все рулевое устройство подчиняется вращению штурвала. Штурвал видели все. Это главное украшение любого бара или ресторана, оформленного в морском стиле. Кроме штурвала для управления рулевым устройством парусных яхт может использоваться румпель.

Штурвал современной яхты

Штурвал современной яхты.

 Между килем и пером руля находится гребной винт. При движении под парусами он является лишь тормозом. Поэтому на парусных яхтах его делают двухлопастным, чтобы иметь возможность развернуть вертикально и спрятать за килем. Иногда винт делают складным в виде "утиного клюва". С началом вращения гребного вала такой винт автоматически раскрывается, а после остановки двигателя закрывается. "Утиный клюв" малоэффективен в режиме заднего хода. Но на парусных яхтах с этим мирятся. Скорость требует жертв.

Парусная регата

Парусная регата

 Еще в подводной части корпуса может находиться подруливающее устройство. Оно способно создавать струю воды, направленную поперек корпуса влево или вправо, отклоняя нос яхты в нужную сторону. Пользуются им при швартовках к причалу, когда яхта не имеет скорости, и поэтому перо руля не действует. На больших яхтах часто устанавливается и кормовое подруливающее устройство.

Подруливающее устройство

Подруливающее устройство.

 Надводная часть корпуса состоит из носа, кормы, правого и левого бортов и палубы. Носом называется передняя часть судна, а кормой - задняя. О бортах следует знать, что они совершенно симметричны друг другу, но неравноправны по значению.

 Правый борт (Starboard) традиционно считается более почетным, чем левый (Port). Впрочем, на скорость это не влияет. Паруса тянут яхту не только вперед, но и под ветер, создавая дрейф и крен.

 Так получилось, потому что знаменитый мыс Горн в эпоху парусников большинство судов огибало правым бортом, что было гораздо сложнее, чем огибать его левым. Отсюда дополнительное уважение к правому борту. Исключение составляют португальские моряки, предки которых в основном обходили Мыс левым бортом. Только у них он считается почетным.

Мыс Горн

Мыс Горн

 В любом месте надводной части корпуса могут быть устроены окна (открывающиеся либо "глухие"). Вертикально расположенные окна называют иллюминаторами, а горизонтально расположенные - люками. Как и обычные окна, они выполняют функции естественного освещения и вентиляции помещений. На ходу их приходится закрывать, чтобы обеспечить герметичность корпуса. Непрозрачные двери, которые вы можете обнаружить в бортах больших яхт, называются лац-портами и служат для сообщения внутреннего пространства яхты с наружным. Используют их в основном на стоянках.

Управлять яхтой не так легко как кажется на первый взгляд

Управлять яхтой не так легко как кажется на первый взгляд.

 Палубой (Deck) называют верхнюю поверхность корпуса со всем, что на ней находится. А находятся там надстройки, рубки, кокпит, лебедки, дельные вещи, воздухозаборники и прочее. Надстройки или рубки - своего рода кабины на палубе, увеличивающие объем внутренних помещений яхты. На "спортивной" яхте их может не быть вообще, зато на круизной их может быть несколько. Кокпит является противоположностью надстройки. Это углубление в палубе, которое обеспечивает безопасное размещение людей при движении яхты. В кокпит сведены всевозможные элементы управления яхтой. Кокпит располагается либо в корме, либо по центру. На некоторых яхтах бывает и тот, и другой. Тогда один служит для экипажа, а другой используется гостями.

Палуба парусно-моторной яхты

Палуба парусно-моторной яхты.

 Вход внутрь яхты оборудуется в рубке (надстройке). Обязательно имеется дверь какой-либо конструкции, обеспечивающая кроме запирания на замок внутренних помещений их герметичность. Таким образом, обеспечивается не только комфорт, но и безопасность яхты.

 От падения людей за борт предохраняет леерное ограждение. По краям палубы установлены вертикальные стойки (релинги), сквозь которые пропущены тросики ограждения (леера).

 Когда среди пассажиров находятся маленькие дети, то на леерах дополнительно натягивают сетки. Во время шторма экипаж пользуется леерами, пристегивая к ним страховочные пояса. Носовая часть используется для размещения якоря и устройств по его использованию (шпиль или брашпиль).

 На некоторых яхтах в носовой части прикреплен бушприт. К нему крепятся снасти передних парусов. Бушприт очень украшает силуэт яхты и придает ему очарование прошедшей эпохи парусов. На самом деле это не украшение, а способ увеличения переднего треугольника яхты или, другими словами, ее парусности.

Бушприт очень украшает силуэт яхты

Бушприт очень украшает силуэт яхты.

 Современная яхтенная мода предлагает устройство над кокпитом складного тента для защиты людей от солнца и дождя (Bimini top). Это весьма полезное новшество. И как до этого раньше не додумались?

 Вокруг кокпита установлены лебедки, без которых даже на небольшой яхте невозможно управлять шкотами и фалами парусов.

 Пора разобраться с "веревками". К яхте это сухопутное слово категорически неприменимо. На яхтах есть такелаж и концы. Такелаж бывает бегучий и стоячий. Стоячий такелаж постоянно натянут (набит) и закреплен. Чаще всего это стальные троса, удерживающие мачту (ванты, штаги и т.п.). Бегучий такелаж - это все снасти, что периодически двигаются. Различные фалы двигаются вверх-вниз. Во всех остальных направлениях двигаются шкоты и брассы (для управления парусами), разные оттяжки, тали, топенанты и скрутки. За пределы яхты уходят концы (якорные, швартовые, буксирные). Со всеми этими снастями экипаж яхты работает. Их тянут (выбирают) и подтягивают посильней (набивают). Либо отпускают (медленно - травят и быстро - отдают). Есть еще много различных обиходных названий - шкерты, лини - все сразу не запомнить, да это и ни к чему для ознакомления.

Такелаж

Такелаж

 К лебедкам необходимо применять грубую физическую силу. Если такового желания нет, то их устанавливают электрические или гидравлические. На мегаяхтах модно устанавливать подпалубные лебедки. Они приводятся в действие с помощью кнопки.

 Первое, обо что вы споткнетесь на любой яхте, скорее всего, будет утка. Этот термин обозначает крепление для швартовного конца (либо какой-то другой снасти). Кое-что из морских дельных вещей используется и в береговых условиях - скобы, блоки и талрепа.

«Концы» в деле

«Концы» в деле

 

 Внутренние составляющие яхты

 Внутри корпус яхты состоит из нескольких частей. Все, что спереди в носу, называется словом форпик. Все, что в кормовой части, - ахтерпик. Между ними расположены кают-компания (салон), каюты, гальюны, камбуз, штурманский стол, а также технические помещения (машинное отделение, цепной ящик, рундуки).

 Где-то в труднодоступном и малозаметном для вас месте находятся танки (цистерны) для топлива и воды. Вы обнаружите на палубе несколько отверстий для их бункеровки (дозаправки). На средней яхте запас воды в пределах 400-500 литров, топлива - около 200.

 И конечно же мачта (или мачты). Их количество зависит от типа парусного вооружения. Так воинственно называют разновидности мачт и парусов.

Яхта с грот мачтой

Яхта с грот мачтой.

 Типов парусного вооружения существует великое множество. Чтобы в них не запутаться, запомните следующее. Прежде всего, пересчитайте мачты. Если перед вами яхта с одной мачтой, то она (мачта) называется грот-мачта. Это потому, что на ней (больше негде) крепится главный парус - грот. Если вы насчитаете две мачты, то определите, какая из них выше. Более высокая - это все та же грот-мачта. Если она стоит позади, то перед вами шхуна. Если грот-мачта стоит впереди, то это скорее всего кеч, хотя может быть и иол. Остается добавить, что короткая мачта сзади называется бизань (на кечах и иолах), а спереди (на шхунах) - фок.

Гафельная шхуна

Гафельная шхуна.

 В зависимости от количества передних парусов яхты с одной мачтой могут быть шлюпами (всего один передний парус - стаксель) и тендерами (впереди стакселя еще и кливер).

 Треугольные паруса называются бермудскими, а четырехугольные - гафельными. Теперь вы легко определите, что такое "гафельная шхуна".

Кеч

Кеч

 Кроме мачт на яхтах есть еще и другой рангоут. Это гики и гафеля (последние только при гафельном вооружении - большая редкость в наше время). В противоположность мачтам, которые стоят вертикально (пока не упадут), гики и гафеля в рабочем состоянии расположены горизонтально и крепятся одним концом к мачте. С понятием гик вы столкнетесь довольно быстро. В прямом смысле. При первой же постановке парусов гик постарается сбросить вас за борт. Берегитесь этой «злой палки» - от ее коварства пострадали многие яхтсмены.

 

 Особенности моторных яхт

 Рассмотрим теперь моторную яхту. В отличие от парусных яхт у моторных нет килей, и их остойчивость (способность противостоять опрокидыванию) определяется исключительно формой корпуса. Поэтому моторные яхты имеют значительную ширину. Отношение их ширины и длины от 1:3 до 1:5.

Моторная яхта BAVARIA 30 Sport

Моторная яхта BAVARIA 30 Sport.

 При аварийной остановке двигателей моторная яхта становится беспомощной игрушкой морской стихии. По этой причине двигателям уделено повышенное внимание. Обычно на моторной яхте установлена пара ходовых двигателей. Гораздо реже встречаются моторные яхты с одним двигателем и совсем редко с тремя и более. Один двигатель не обеспечивает достаточной надежности, три и более слишком удорожают яхту и усложняют ее конструкцию.

 Двигатели (ДВС) бывают подвесными (съемными) и стационарными (встроенными).

 Не относитесь всерьез к подвесным двигателям. Они применяются на яхтах прибрежного плавания с небольшой автономностью. Как правило, на немореходных яхтах можно увидеть подвесные двигатели, работающие на бензине.

Моторная яхта AZIMUT 50

Моторная яхта AZIMUT 50.

 Наличие пары двигателей хорошо еще тем, что устраняет такое неприятное явление, как занос винтом. Вращение винта создает не только силу, движущую яхту вперед (назад), но и заносящую ее корму (вправо или влево - это зависит от направления вращения). При паре двигателей один из них ставят правого вращения, а другой - левого. Кроме того, яхта с двумя двигателями легко маневрирует даже без подруливающего устройства. Достаточно заставить винты работать один вперед, другой назад, чтобы яхта вращалась на месте в любую сторону. Это очень удобно при швартовках.

Мегаяхта Luxury Yacht

Мегаяхта Luxury Yacht.

 На большинстве моторных яхт установлены трехлопастные гребные винты. Там, где деньги не слишком экономили, стоят четырех - или пятилопастные. Где тратили не жалея, установлены винты регулируемого шага. Там, где деньги не считали, винтов вообще нет - стоят водометные установки.

Современная яхта имеет столько удобств, что может некоторое время заменять жилье ее хозяину без потери комфорта

Современная яхта имеет столько удобств, что может некоторое время заменять жилье ее хозяину без потери комфорта.

 Экзотические для яхтинга паровые машины, газотурбинные двигатели, электродвигатели на солнечных батареях и т.п. рассматривать не будем. На подавляющем большинстве современных моторных яхт вы обнаружите высокооборотные дизеля. Это довольно надежные и компактные (особенно с турбонадувом) машины. Каждая "лошадиная сила" такого двигателя за час "съедает" около 200 граммов солярки и один грамм машинного масла.

Мегаяхта Oculus Yacht

Мегаяхта Oculus Yacht.

 На 56-футовой скоростной яхте суммарная мощность двигателей должна быть не менее 800 л.с. (иначе она "будет стоять как вкопанная"), но и более 1600 л.с. ни к чему (дальнейшее увеличение мощности бессмысленно - барьер скорости, лимитированный длиной корпуса, превысить не получится).

Моторная яхта Андромеда

Моторная яхта Андромеда.

 

 Моторная яхта изнутри

 Самая большая "каюта владельца" будет обеспечена индивидуальным санузлом (гальюном) и расположена в носовой (или кормовой) части яхты. Еще один гальюн общего пользования обслуживает все остальные помещения. Небольшой камбуз с электроплитой и холодильником обеспечит питание в течение суток. Основное место внутри яхты отдано салону, где есть мягкие диваны и стол на 6-8 мест, бар, музыкальный центр и телевизор. Переднюю часть салона занимает рабочее место рулевого со всеми необходимыми для управления яхтой приборами. На корме находится открытая площадка с сиденьями (банками), а за кормой - платформа для купания с трапиком (лесенкой) для подъема из воды. Носовая часть палубы называется бак. На ходу там находиться не получается, а на стоянке можно лечь и позагорать.

Моторная яхта Mondomarine

Моторная яхта Mondomarine.

 Обычная средняя моторная яхта может быть выполнена в двух вариантах. Обычный вариант и вариант с так называемой "солнечной палубой" (Sun deck). Вот где действительно хорошо загорать и любоваться пейзажами на свежем воздухе! Здесь также устроены мягкие диваны, есть небольшой бар, но главное - дублирующий пост управления яхтой (Fly bridge). Это место очень удобно при управлении яхтой в погожий день, но еще удобнее при швартовках, поскольку обзор гораздо лучше, чем из салона.

Комната владельца яхты

Комната владельца яхты.

 

 Машинное помещение яхты

 Присмотревшись внимательно, где-нибудь в кормовой части мы обнаружим не слишком заметный люк. Это вход в машинное помещение. Мощные двигатели тоже требуют определенного комфорта. Кроме главных двигателей здесь сконцентрированы все основные инженерные системы моторной яхты (больше негде). Это электрогенератор, всевозможные помпы (насосы), установка для опреснения морской воды и другие, уже известные вам системы: электропитания, осушения и пожаротушения. На многих моторных яхтах устанавливается система кондиционирования воздуха, работающая в режиме "зима-лето".

Моторная яхта MANGUSTA 108

Моторная яхта MANGUSTA 108.

 Есть и парусные яхты с кондиционерами, но обычно этого не требуется. Да и лишней мощности для кондиционера взять негде. А на моторной яхте кондиционер весьма уместен. И не только летом. Лишнего места в машинном помещении нет. К тому же здесь размещены танки (так называют на яхтах цистерны) для воды и топлива, а это около пяти тонн в общей сложности. Тут же хранятся инструменты, запчасти и т.п. запасы. Оборудование моторной яхты обслуживается на стоянках в ходе регламентных работ, по графику. В море внутри машинного помещения делать нечего даже экипажу. Управление машинами и механизмами яхты полностью автоматизировано и осуществляется из салона. В довершение всего работающие дизеля создают невыносимый гул и выделяют много тепла, лишь часть которого удаляется системой водяного охлаждения. Поэтому машинное помещение окружено солидной звуко- и теплоизоляцией. Также, на случай возгорания, устроены пожарная изоляция и автоматическая система пожаротушения.

Яхта Романа Абрамовича. 3-D графика

Яхта Романа Абрамовича. 3-D графика.

 Теперь, познакомившись поближе с устройством парусных и моторных яхт, есть смысл порассуждать о сути предмета. Любая яхта является сложным инженерным сооружением. В этом смысле яхта больше похожа на самолет, чем на автомобиль.

 Даже сложная военная техника проще яхт, хотя бы из тех соображений, что яхтенный конструктор, в отличие от военного, не в состоянии пренебречь дизайном своего детища. Дизайн яхты для ее владельца значит очень много, иногда даже больше, чем того требуется. К тому же материал должен быть прочным, так как он подвергается постоянно действию стихий: моря, солнца, ветра… О дизайне мы поговорим во второй части нашего обзорного материала об устройстве яхты.

Проект яхты Miaimi верфи Lurssen

Проект яхты Miaimi верфи Lurssen.

 

 Очень надеемся, что вам понравился данный ознакомительный материал, здесь наше путешествие в этой части подходит к концу. Спасибо за внимание, с вами была редакция Engine-Market и до скорых встреч во второй части очерка о яхтах

 

По материалам web media

Редакция:  Engine-Market

При использовании материаллов ссылка на портал Engine-Market.ua обязательна.

Количество читателей:
7230
Статьи по теме
Экспресс предложения
Зерноуборочный комбайн Challenger 647C
Ключевые характеристики CH647C • Современный привлекательный внешний вид • Универсальное ... далее »
Ножничный подъёмник Manitou 145 DLX
Прицеп МАЗ 870100-1010
запомнить
 
войти
 
Информация: ожидание действий