Автотюнинг в мире Военная авиация мира Кастомные мотоциклы Моторные яхты 

В России судостроителям помогут лизингом

15 октября 2010 - 10:52
В России судостроителям помогут лизингом


 Лизинг судов — один из немногих сегментов рынка лизинга, который продемонстрировал положительную динамику в 2009 году. Причина скорее не в увеличении спроса на аренду судов среди частных судоходных компаний, а в активности госкомпаний и госбанков по поддержке отечественного судостроения. 

 Если в 2008 году доля лизинга морских и речных судов по стоимости сделок составляла 0,04%, или 207 млн руб., от всего объема рынка лизинговых услуг, то в 2009 году она увеличилась до 2,69%, или 7 млрд руб. Однако основная причина роста доли — в стоимости самого предмета лизинга. «Если в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) и техники для авиационной отрасли позитивный прирост является следствием эффекта низкой базы, то в сегментах морских и речных судов, а также оборудования для газодобычи были реализованы крупнейшие сделки за последние три года», — говорится в исследовании «Эксперт РА» о рынке лизинга. 

 Стоимость судов, как морских, так и речных, — основная причина и крайне низкого интереса негосударственных лизинговых компаний к этому сегменту. «На российском рынке финансовый аренды что до кризиса, что в нынешний период сегмент лизинга судов интересовал очень немногих игроков, в том числе и имеющих достаточные финансовые ресурсы, достаточную ликвидность для регулярного осуществления подобных проектов в этом направлении. Суда, особенно крупнотоннажные, стоят дорого, крайне медленно окупаются, что требует заключения долгосрочных договоров лизинга», — говорит представитель лизинговой компании «Бизнес Альянс» Анатолий Балыкин. 

 Основной игрок в сегменте лизинга судов — государственный «ВЭБ-лизинг». Компания сотрудничает с крупнейшим российским пароходством «Совкомфлот» и государственной Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Летом этого года Банк развития (нынешнее название Внешэкономбанка, ВЭБ) предоставил своей лизинговой «дочке» кредит для приобретения двух арктических челночных танкеров «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», построенных на «Адмиралтейских верфях», которые входят в ОСК. Эти ледоколы впоследствии были переданы в долгосрочную аренду сроком на семь лет с переходом права собственности «Совкомфлоту». Сумма сделки — более 200 млн долл. 

 «ВЭБ Лизинг» также поможет «Совкомфлоту» приобрести два танкера-химовоза дедвейтом 18 тыс. т каждый, находящихся в достройке на дальневосточных предприятиях ОСК. Кроме того, лизинговая «дочка» ВЭБа намерена передать в аренду «Совкомфлоту» не менее шести танкеров типа «Суэцмакс» (дедвейт около 160 тыс. т каждый), а также четыре танкера-газовоза для транспортировки сжиженного природного газа грузовместимостью до 175 тыс. куб. м каждый. 

 Лизинг в судостроении стал еще и инструментом кредитования. ВЭБ через свою лизинговую «дочку» пытается помочь «Совкомфлоту» рассчитаться с долгами. «ВЭБ-лизинг» планирует купить у судоходной компании два танкера дедвейтом 70 тыс. т за 6,97 млрд руб. и затем отдать их «Совкомфлоту» в лизинг. Причина использования механизма лизинга здесь в том, что лизинговые платежи ложатся на лизингополучателя меньшим грузом, нежели выплаты по кредиту. «Основная цель «ВЭБ-лизинга» в сегменте лизинга судов скорее поддержка отечественного судостроения, чем бизнес», — резюмирует аналитик «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго. 

 Государство пытается стимулировать спрос и на лизинг речных судов — субсидируя процентные ставки. Заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров на прошлой неделе сообщил, что Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития согласовали проект правительственного постановления, расширяющего программу субсидирования лизинговых ставок для покупателей речных судов отечественного производства. С апреля 2009 года государство субсидирует 2/3 ставки по договору лизинга сроком до трех лет. Теперь государство решило субсидировать 90% ставки до семи-восьми лет. Предполагается, что этот порядок субсидирования будет действовать с 2011 года. 

 Недавно ОСК приняла решение расширить круг партнеров по лизинговой программе. Планируется, что конкурс будет объявлен в 2011 году. Однако пока кроме государственных компаний никто не проявлял интереса к лизингу судов. 

 В ВЭБе отмечают, что для них лизинг морских транспортных средств является приоритетным направлением развития лизингового бизнеса банка. Другие банки также интересуются этим направлением. К лизингу судов присматривается также и «дочка» другого госбанка — ВТБ. Заместитель гендиректора «ВТБ-Лизинга» Анатолий Вороницкий считает судостроение и эксплуатацию судов перспективным направлением бизнеса. Готовы финансировать покупку судов и в «Сбербанк Лизинге». Не исключают для себя выхода в сегмент лизинга судов и негосударственные компании. В одной из крупнейших частных российских лизинговых компаний «Бизнес Альянс» заявили, что при наличии спроса на лизинг судов компания рассмотрит варианты предоставления такой услуги. «Маркетинговой кампании в направлении лизинга судов пока не ведем», — отметили в «Бизнес Альянсе».



По материалам web media 

www.setcorp.ru

Редакция ENGINE-MARKET

Количество читателей:
12
Новости по теме
Экспресс предложения
запомнить
 
войти
 
Информация: ожидание действий