Топливо для ДВС: Дизельное топливо - Diesel fuel.

22 июля 2010 - 09:56
Топливо для ДВС: Дизельное топливо - Diesel fuel.

Дизельное топливо — жидкий продукт, смесь углеводородов, используемая в качестве топлива для всех видов дизельных двигателей и для газотурбинных энергетических установок. Основой дизтоплива служат продукты прямой атмосферно-вакуумной перегонки нефти с границами кипения от 180 до 360°С с добавлением до 20% легкого газойля каталитического крекинга. Воспламеняемость дизтоплива характеризует цетановое число, для повышения которого применяют специальные присадки (cetane improver). Цетановое число дизтоплива — это аналог октанового числа бензинов.

 

 Применение дизельного топлива:

 Основные потребители дизельного топлива — железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника, и конечно же - легковой дизельный автотранспорт. Кроме дизельных и газодизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах при механической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.

 Различают дистиллятное маловязкое — для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).

 

 Вязкость и содержание воды в дизельном топливе:

 Различают так называемое зимнее и летнее дизельное топливо. Основное отличие в температуре предельной фильтруемости ASTM D 6371 и температурах помутнения и застывания ASTM D97, ASTM D2500, указанной в стандартах на это топливо. Производство зимнего топлива обходится дороже, но без предварительного подогрева невозможно использовать летнее топливо при -10 °C, например. Ещё одной проблемой является повышенное содержание воды в дизельном топливе. Вода отслаивается при хранении дизтоплива и собирается внизу, так как плотность дизтоплива меньше 1 кг/л. Водяная пробка в магистрали полностью блокирует работу двигателя. Требования межгосударственного стандарта ГОСТ 305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» регламентируют кинематическую вязкость при 20 °C для летних сортов в пределах 3,0-6,0 сст, для зимних сортов 1,8-5,0 сст, для арктических 1,5-4,0 сст. Этот стандарт требует также отсутствия воды во всех марках топлива.

 

 Воспламеняемость дизтоплива от сжатия:

 Основной показатель дизельного топлива — это цетановое число (Л-45). Цетановое число характеризует способность топлива к воспламенению в камере сгорания и равно объёмному содержанию цетана в смеси с метилнафталином, которое в стандартных условиях ASTM D613 имеет одинаковую воспламеняемость по сравнению с исследованным топливом. Температура вспышки, определённая по ASTM D93, для дизельного топлива должна быть не выше 70 °C. Температура перегонки, определённая по ASTM D86, для дизельного топлива не должна быть ниже 200 и выше 350 °C.

 

 Содержание серы в дизельном топливе:

 В последнее время в рамках борьбы за экологию жёстко нормировано содержание серы в дизельном топливе. Под серой здесь понимается содержание сернистых соединений — меркаптанов (R-SH), сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), тиофенов, тиофанов и др., а не элементарная сера как таковая; R — углеводородный радикал. Содержание серы в нефти находится в пределах от 0,15 % (легкие нефти Сибири), 1,5 % (нефть Urals) до 5—7 % (тяжёлые битуминозные нефти); допустимое содержание в некоторых остаточных топливах — до 3 %, судовом топливе — до 1 %, а по последним нормативам Европы и штата Калифорния допустимое содержание серы в дизельном топливе не более 0,001 % (10 ppm). Понижение содержания серы в ДТ, как правило, приводит к уменьшению его смазывающих свойств, поэтому для ДТ с ультранизким содержанием серы обязательным условием является наличие присадок.

 

 Физические свойства дизельного топлива:

 + Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/м.кв. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: -5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.

 + Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/м.кв. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: -35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

 + Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/м.кв. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: -50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—330 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо — по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива — депарафинизация летнего дизельного топлива.

 

 Ассортимент и качество дизельного топлива:

 - Дизтопливо А-0.2 - Arctic diesel A-0.2

 Арктическое дизтопливо. Имеет границы кипения от 180 до 330°С. Температура застывания — не выше минус 55°С, применение возможно при температурах воздуха выше минус 50°С. Содержание серы — не более 0,2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 1,5 до 4 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле для А-0.2, предназначенного для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, не ниже +35°С, для автотракторных дизелей — не ниже +30°С. А-0.2 не может содержать более 0,01 меркаптановой серы.

 - Дизтопливо ДЛЭЧ - Diesel (summer ecologicaly safe)

 Дизтопливо летнее, экологически чистое. Изготавливается методом гидрокрекинга, имеет границы кипения от 180 до 360°С. Имеет повышенное значение цетанового числа, которое должно быть не менее 53. Температура застывания — не выше минус 10°С, температура помутнения — минус 5°С, применение ДЛЭЧ возможно при температуре воздуха выше 0°С. Содержание серы — не более 0,05% для топлива I вида и не более 0,1% для топлива II вида. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +65°С. Плотность при 20°С — не более 0,845 г/см3.

 - Дизтопливо Л-0.2—40  - Summer diesel L-0.2—40

 Летнее дизтопливо для автотракторных дизелей. Имеет границы кипения от 180 до 360°С. Температура застывания — не выше минус 10°С, температура помутнения — минус 5°С, применение возможно при температуре воздуха выше 0°С. Содержание серы — не более 0,2%. Кинематическая вязкость при 20°С может меняться от 3 до 6 сантистокс. Температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +40°С.

 - Дизтопливо Л-0.2—62  - Summer diesel L-0.2—62

 Летнее дизтопливо для мало- и среднеоборотных тепловозных и судовых дизелей, имеет те же показатели, что Л-0.2—40, но температура вспышки в закрытом тигле — не ниже +62°С.

 - Дизтопливо Л-0.5—40  - Summer diesel L-0.5—40

 Показатели те же, что у Л-0.2—40, но содержание серы — не более 0,5%.

 - Дизтопливо Л-0.5—62  - Summer diesel L-0.5—62

 Показатели те же, что у Л-0.2—62, но содержание серы — не более 0,5%.

 

 На Западе термин diesel fuel обычно применяют для обозначения дистиллятного дизтоплива. Термин diesel oil в ряде случаев используют для обозначения высококачественных дизельных масел. Словосочетание gas diesel oil, как правило, означает группу нефтяных топлив «дизельные/печные топлива», к которой относятся печное топливо № 2, автомобильный газойль (automotive gas oil), топлива для автомашин, оснащенных дизельными двигателями (DERVfuels), а также дизтоплива для высокооборотных дизелей.

 Дизтопливо должно выдерживать испытание на медной пластинке, не может содержать сероводорода, механических примесей, воды и водорастворимых кислот и щелочей.

 

По материалам web media

wikipedia

tnk - особая благодарность

Редакция: Engine-Market

Количество читателей:
385
Статьи по теме
Экспресс предложения
Автобетоносмеситель КАМАЗ 58140Z АБС-10 Туймазы
Экскаватор колесный Liebherr A 309 Litronic
• Эксплуатационный вес - 11 400 - 12 500 кг • Мощность двигателя - 65 кВт/88 л.с. (ISO ... далее »
Виброплита Ammann APH 1000 TC
запомнить
 
войти
 
Информация: ожидание действий