Диагональные или радиальные? Выбор шин для квадроциклов

24 июля 2014 - 16:15
Диагональные или радиальные? Выбор шин для квадроциклов

Сегодня выбор шин для квадроциклов довольно велик. На рынке ATV покрышек представлено множество брендов, большое количество рисунков протектора, широкий ряд типоразмеров и различные ценовые диапазоны. В основном потребители при выборе ориентируются на два решающих показателя – рисунок протектора и цена.

Цена дело понятное. Рисунок протектора играет роль для сведущих покупателей, те же кто «обувает» недорогой и маломощный квадр выбирают протектор по соображениям симпатии либо по рекомендациям продавца. Бренды имеют решающее значение лишь для тех покупателей, кто предпочитает немного переплатить за качество и знаком с историей того или иного производителя (или имеет направленные рекомендации). Подходящий типоразмер в отношении колёсного диска ясен с самого начала, ширина и диаметр покрышки выбирается исходя из советов продавца, из собственных предпочтений дизайна или из собственной практики эксплуатации. Все шины для ATV бескамерные (TL) – тут и думать нечего.

Но существуют ещё два важных показателя, которые редко возносятся в ряд решающих факторов выбора. Это норма слойности PR и конструкция шины (радиальная или диагональная). Собственно об этом сейчас мы и поговорим.

В мировой практике производства шин для транспортных средств существует чёткое различие конструкции шин на радиальные и диагональные. Прежде чем перейти к рассмотрению этого момента, скажем следующее. У каждой конструкции есть как преимущества, так и недостатки. Исходя из этого, нужно и понимать вопрос – какая шина лучше? К примеру, легковые автошины сегодня уже не выпускаются в диагональной конструкции, а модели шин для ATV техники на 95% диагональные. Всё зависит от скорости движения транспортного средства, давления в шине и нагрузке на неё и главное, предназначения. Отсюда всё и пляшет. Такие факторы как накат, управляемость, сопротивление к проколам и повреждениям или вес шины являются второстепенными. Итак, переходим к сути вопроса.

Чем отличаются диагональные шины для квадроциклов, от радиальных

Сначала мы рассмотрим базовые понятия на примере шины для легкового автомобиля. Каждая шина, что радиальная, что диагональная имеет в своей концепции одну и ту же структуру. Базовой основной любой шины является каркас, который представляет собой многослойную архитектуру из кордовых синтетических, текстильных нитей (нейлон) обрезиненных компаундом. Каркас задаёт форму шине, необходимую жёсткость и прочность. Следующий слой называется брекер, который является базой для протектора шины. Брекер изготовлен из стальной, латунированной проволоки (0,15...0,25 мм.) уложенной диагонально крест-накрест под большим углом. Также брекер может изготавливаться из синтетической нити и в любом случае он залит резиновым компаундом. Далее идёт стягивающий синтетический бандаж и уж потом рабочая часть шины – протектор.

Так вот, главное отличие диагональных шин от радиальных заключается в структуре каркаса. В диагональной шине нити каркаса расположены под углом 30-40 градусов и представляют собой несколько слоев корда от борта к борту, которые уложены разнонаправлено. Количество слоёв может быть только чётным. В радиальной шине нити корда в каркасе не пересекаются – они уложены поперечно от борта к борту. Количество слоёв может быть любым. Благодаря поперечной укладке нитей, радиальные шины при нагрузках претерпевают меньшую напряжённость нитей, что позволяет уменьшать практическую слойность.

 Из-за разницы принципа укладки нитей корда в каркасе, диагональные и радиальные шины имеют различные технические и эксплуатационные характеристики. Для простоты аналитики различий, преимуществ и недостатков диагональных и радиальных шин мы оформим данные в виде пунктов.

Преимущества диагональных шин:

  • прочный каркас придаёт стойкость к проколам протектора и к повреждениям боковой части шины
  • имеют более низкую рыночную цену, так как более простые в производстве
  • обладают высокой ремонтопригодностью в случае повреждения
  • лучше держат боковые нагрузки при движении транспорта под углом
  • лучше переносят ударные боковые нагрузки при выезде из глубокой колеи
  • лучше приспособлены к превышению несущей способности
  • лучше справляются с высокими тяговыми нагрузками

Недостатки диагональных шин:

  • жёсткий каркас имеет и негативную сторону – меньшее пятно контакта и слабое свойство профилирования под неровности грунта или препятствия
  • так же из-за жёсткости шина демонстрирует высокую шумность и вибрацию, что увеличивает её нагрев, из-за этого диагональная шина быстрее изнашивается
  • опять же из-за жёсткости такие шины обладают высоким сопротивлением качению, что снижает накат
  • при колебаниях нагрузки во время движения центральная часть протектора склонна к деформации в виде смятия вовнутрь шины, что приводит к уменьшению контактной площади протектора

Преимущества радиальных шин:

  • радиальные шины, благодаря гибкой боковине демонстрируют, более уверенную и точную управляемость
  • гибкая конструкция позволяет такой шине чётче копировать профиль поверхности, что улучшает сцепные свойства и повышает комфорт езды
  • опять же за счёт гибкости шины меньше греются, что продлевает их рабочий ресурс
  • меньшее сопротивление качению позволяет увеличить максимальную скорость, улучшить накат и снизить расход топлива
  • по сравнению с диагональными, обладают более высокой несущей способностью +15-20%, меньшей массой -4-5%, большей эластичностью +20-30%, меньшим нагревом -20-30%, меньшей шумностью -10-15%, меньшей вибрацией -15-20%, выше рабочий ресурс +100-150%

Недостатки радиальных шин:

  • практически не работают в жёстких кросс-кантри условиях
  • боковина склонна к повреждениям и проколам
  • такие шины слабо передают высокие тяговые усилия при экстремальной эксплуатации
  • высокая стоимость при прочих равных технических характеристиках
  • более высокий вес при прочих равных технических характеристиках

Приведённые преимущества и недостатки относятся к общему понимаю транспортных шин в разрезе диагональной или радиальной конструкции. Если исходить из такой обобщей оценки, радиальные шины являются, бесспорно, лучшим выбором. Шины для легковых автомобилей, к примеру, сегодня выпускаются только с радиальным каркасом. Но если посмотреть на вопрос выбора через призму задач ATV техники, то как раз диагональные шины являются более подходящими. А если конкретизировать, для задач связанных с передачей значительных тяговых усилий (утилитарный и туристические квадроциклы) идеально подходят диагональные шины 4-6-8PR, а для быстрой езды (спортивные квадроциклы и мотовездеходы) лучше применять радиальные шины.

Пример диагональных и радиальных шин для ATV квадроциклов и UTV мотовездеходов от торговой марки Kenda.

Диагональная шина для квадроциклов утилитарного класса K299 Bear Claw является грязевой резиной 4-6PR слойности с развитым V-образным, сегментированным протектором. Данная шина имеет диагональную конструкцию и предназначена для мощных и тяжёлых квадроциклов с двигателями 500-1000 куб.см. Эта покрышка является шиной низкого давления (0,35-0,5) бар и имеет бескамерную конструкцию. K299 Bear Claw обладает усиленной боковиной, а рекомендуемая максимальная скорость составляет 80 км/ч. Так как шина работает на низких скоростях, передаёт значительные тяговые усилия, эксплуатируется в условиях возможного повреждения целостности (например, езда по высохшей колее с твёрдыми и острыми каменистыми включениями), то самой подходящей будет диагональная конструкция с высокой слойностью (4-6PR, а то и все 8PR).

Да, такая шина может быть шумной и склонной к вибрации. Да, пятно контакта может быть не идеальным, особенно при езде под углом. Да, накат у такой резины не самый лучший. Но. Шина K299 Bear Claw обладает оптимизированным рисунком протектора с высокой степенью самоочистки и отличной способностью внедрения в грунт. Таким образом передаётся максимальное тяговое усилие как по центру пятна контакта, так и по боковым сторонам. Слойность 4-6PR и защита боковины позволяет эксплуатировать резину в самых жёстких условиях. Специальный компаунд делает шину мягче, что поднимает накат, снижает шумность и вибрацию. То есть, при правильном подходе и качественных материалах можно значительно снизить недостатки диагональной конструкции, а некоторые и совсем устранить.

Радиальная шина для мотовездеходов UTV от торговой марки Kenda модели K585 Bounty Hunter является резиной для эксплуатации на высоких скоростях (140 км/ч) в условиях кросс-кантри местности. Отличный накат, низкая шумность и вибрация, отличная отработка рельефа при высоком комфорте и высокой проходимости! Всё как мы мечтали. Всё верно. Для таких исходящих условий и текущих потребностей более целесообразна радиальная конструкция. Так и поступили инженеры Kenda.

Таким образом, подводим итог. Всё намного проще. Если вы обладатель спортивного квадроцикла или мотовездехода и предпочитаете скоростную, динамичную езду - покупайте радиальную резину. Но перемещайтесь с осознанием, что резина подвержена повреждениям. Если же у вас утилитарник или турист ATV, торгда вариант купить диагональную шину, с  агрессивным или универсальным протектором и эксплуатировать её нещадно. Определяться вам. В заключение скажем, что многие недостатки шин можно нивелировать, если научится правильно ездить на квадрике. Как это делать мы напишем в следующей статье.

Количество читателей:
3680

     Автор: Тульчинский Алексей

Статьи по теме
Экспресс предложения
Прицеп бортовой тентованный МАЗ 837810-1012
Прицеп бортовой тентованный МАЗ-837810-1012 соответствует требованиям TIR для перевозки ... далее »
Ковш зерновой
Вибротрамбовка Dynapac LT6000
Трамбовка Dynapac LT6000 используется для уплотнения грунта в траншеях, вокруг столбов и в ... далее »
запомнить
 
войти
 
Информация: ожидание действий