Автомобильные бренды: кто кому принадлежит. Часть первая (Toyota и Volkswagen)

21 декабря 2011 - 22:37
Автомобильные бренды: кто кому принадлежит. Часть первая (Toyota и Volkswagen)

Можно ли ответить точно на вопрос: «Автомобильные бренды: кто кому принадлежит?». Автомобильная история насчитывает уже более века, и за этот период многие автомобильные компании то появлялись и добивались успеха, то терпели банкротство и крах, некоторые даже умирали, а затем, вновь, воскресали и опять умирали уже навсегда. Каждый день мы, так или иначе, встречаемся с множеством автомобильных брендов, и кажется, что независимым автомобильным компаниям нет конца и края. Однако это только так кажется…

 На самом деле все намного проще и подавляющее большинство известных автомобильных фирм, которые мы, казалось бы, все отлично знаем, входят в составы различных групп, альянсов и крупных концернов.

 В этом можно легко убедиться на простом примере: давайте возьмем один из самых свежих рейтингов автомобильных брендов на данный момент. Мы воспользовались официальными данными крупнейшего бренд-консалтингового агентства в мире – Interbrand, согласно которому рейтинг самых дорогих автомобильных брендов 2011 года выглядит так:

Одиннадцать лучших автомобильных брендов, которые по подсчетам Interbrand вошли в сотню лучших брендов на планете в 2011 году

Одиннадцать лучших автомобильных брендов, которые по подсчетам Interbrand вошли в сотню лучших брендов на планете в 2011 году.

 Перед нами в виде таблицы отображена лучшая десятка автомобильных брендов с их оценочной стоимостью. Интересно то, что на самом деле, так или иначе независимых компаний в этом списке не 10, а всего лишь 6. Еще примечательнее, что к этому десятку знаменитых имен прямо или косвенно относятся еще не менее 30 известных автопроизводителей.

 Современные тенденции развития мирового автопрома диктуют свои суровые условия: если компания хочет не просто выжить в нынешнее очень нестабильное время, но и активно развиваться - продавать свою продукцию тысячами, а то и миллионами, ей как воздух необходимы сильные тылы в виде компаний-партнеров (Renault-Nissan), государственная поддержка либо целый выводок брендов, как это практикуют Volkswagen и Fiat. А еще лучше будет - все вышеперечисленное вместе!

 Результаты такой тенденции развития мирового автопрома не заставили себя долго ждать - в настоящее время на планете осталось всего лишь несколько крупных автопроизводителей, которые фактически разделили между собой господство на мировом автомобильном рынке и определяют его развитие. В этой статье мы попытаемся с Вами добавить немного света в темные уголки мирового автопрома и ответить тем самым на всегда актуальный вопрос: «Автомобильные бренды: кто кому принадлежит?».

 

Toyota Motor Corporation

 Главенствует в этом списке и соответственно является наиболее дорогим автомобильным брендом в мире - Toyota, с нее мы и начнем. Компания Toyota Motor Corporation или просто Toyota является самым крупным автопроизводителем в Японии и одним из крупнейших концернов в мире наряду с такими монстрами, как General Motors, Volkswagen и Fiat. Компания входит в более массивное финансовое объединение под названием Toyota Group.

 Базирующаяся в одноименном городе Тоёта (префектура Айти) автомобильная корпорация творит под такими брендами, как собственно Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu и Hino. В список продукции входят легковые автомобили, грузовые автомобили и даже автобусы.

 Начинал будущий мировой автогигант свой путь к вершине автомобильной индустрии в далеком 1933 году. Тогда компания по производству простых ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works (хотя на самом деле не простых, а автоматических) создала новое отделение, которое под бдительным надзором старшего сына основателя текстильной компании Киитиро Тоёда должно была заняться разработкой и последующим выпуском дорожных автомобилей. 

 Специально для этой высокой цели Киитиро незадолго до принятия исторического решения объездил почти всю Европу и США, занимаясь сбором и анализом любой информации, которая касалась автомобильной промышленности. Благо правительство Японии увидело серьезные перспективы в национальном производителе автомобилей и всячески пыталось поощрить смелую инициативу фабрики, специализирующейся на ткацких станках.

 Примечательно, что даже стартовым капиталом будущего автомобильного гиганта стали прядильные устройства, патент на производство коих японцы продали английской компании Platt Brothers. С того момента и поныне претерпев небольшую эволюцию в дизайне логотипом компании служит стилизованная ткацкая петля, символизирующая истоки автомобильного производителя.

Логотип Toyota

Логотип Toyota   

 Первая модель Toyota под названием А1 увидела свет в 1935 году, она была оснащена первым двигателем собственного производства типа А. Полгода спустя, в ассортименте компании был уже не только пассажирский автомобиль, но и грузовик по имени G1. Однако серийное производство на мощностях молодой компании началось только годом позже с модели АА (модифицированный вариант А1). Примечательно, что первые автомобили Тойота очень сильно смахивали на таковые у конкурентов, которые существовали намного раннее. Это были модели Dodge Power Wagon и Chevrolet, но и по сей день в компании отмахиваются от каких-либо домыслов в плагиате, мол «мы не Китай»

 Однако вскоре такая неоднозначность была забыта, так как новые модели японского производителя не оставляли критикам даже повода для сомнения в их уникальности и первобытности. Всё большая популярность автомобилей марки Toyoda привела к тому, что в компании приняли решение упростить свое названия для большей звучности и простоты запоминания. Поэтому, несмотря на то, что фамилия основателя звучит «Тоёда», мы все её знаем, как «Тоёта». Кстати в Японии есть еще одна версия переименования, связанная с тем, что название «Тоёта» считается более удачным буквосочетанием, приносящим удачу, ибо ассоциируется у японцев со счастливой цифрой «восемь».

 Во время Второй мировой войны компания, как и большинство доживших до наших дней предприятий из начала прошлого века, была заточена под военную индустрию и занималась только производством грузовиков для японской императорской армии. Но такое «соучастие в войне» впоследствии дорого обошлось тоётовцам, так как из-за бомбардировок в городе Аити были уничтожены практически все заводы Toyota.

 Послевоенное время для Toyota прошло под знаком возрождения мощностей и выпуском коммерческих транспортных средств под названием SA. По праву 1957 год называют «годом прорыва» для Toyota, когда компания получила доступ к рынкам США и Бразилии. Первопроходцем стала японская модель Crown. Хотя первая попытка перспективного экспорта автомобилей Toyota на американскую землю закончились большой неудачей, в руководстве японского производителя сделали верные выводы и уже впоследствии второй заход в 1965 году на американский рынок превзошел все самые смелые ожидания и оптимистичные прогнозы Toyota.

 С этого самого момента рост развития Тойота знаменуется очень высокими темпами, и следующей знаковой вехой в истории производителя стал запуск в 1963 году нового завода в Мельбурне (Австралия), который, по сути, стал первым «не японским». Затем последовали официальные дилерские сети Toyota в Южной Африке, в Европейских странах и Азии. 

 В 1966 году свет увидел самый массовый автомобиль от прядильной компании, и это была Corolla, которая с успехом и по сей день перевыполняет финансовые планы производителя, в этом же году Тойота  заключает своё первое деловое соглашение со сторонней автомобильной компанией Hino. Аналогичный договор Toyota заключает годом позже и с другим японским производителем - Daihatsu.

 Глобальный прорыв Toyota на американском рынке автомобилей можно приурочить к 1983 году, когда компания подписала многолетнее соглашение с американским автогигантом General Motors и годом позже начала производство своих автомобилей на их совместном предприятии в США.

 Самым выдающимся событием 80-х годов можно назвать появление нового суббренда компании в сегменте автомобилей класса «люкс» - Lexus. Успешное и поныне подразделение Toyota, позволило компании уверенно позиционировать себя не только в сегменте недорогих и экономичных авто, малолитражек, но и с роскошными автомобилями из премиум сегмента.

 Уже через год после основания Lexus разродился двумя весьма популярными серийными экспонатами - Lexus LS400 и Lexus ES250. Выпустив свой 70-миллионный автомобиль, в Toyota серьезно взялись за своих партнеров и уже в 1995 году были подписаны новые договора с Hino и Daihatsu по которым влияние над их производственными мощностями, фактически сосредоточилось в руках правления японского концерна.

 В 1998 году Toyota приобрела контрольный пакет акций Daihatsu, а годом позже в Японии был выпущен юбилейный 100-миллионный автомобиль Toyota. Самым главным событием для Toyota в 21 веке, пожалуй, является основание своего второго по счету суббренда под названием Scion. Марка изначально создавалась, как молодежная и поэтому её автомобили позиционируют с молодыми, уверенными в себе людьми не лишенными чувства вкуса.

 Сейчас Toyota - это один из крупнейших мировых производителей автомобилей, вершину автомобильного Олимпа она делит с другим гигантом – немецким Volkswagen. Средние объемы выпуска Тойота за последние года (не учитывая страшное землетрясение) исчисляются 5.5 миллионами автомобилей в год, что примерно равно выпуску одного автомобиля каждые шесть секунд. 

 На данный момент акции компании принадлежат основателям и другому основному совладельцу в лице государства, где числятся два крупнейших национальных банка Японии The Master Trust Bank of Japan (6.29 %) и Japan Trustee Services Bank (6.29 %), структура Toyota Industries Corporation (5.81 %) и казначейские акции в размере 9%. Председателем правления компании на нынешнем этапе выступает Фудзио Тё, а её почетным президентом остается потомок основателей - Акио Тоёда.

Toyota Group Pavilion

Toyota Group Pavilion

 Lexus. Теперь пришло время поговорить о том, как в Тоёте решили бросить вызов лучшим и самым дорогим автомобилям мира в классе «премиум». А помог в этом «потомкам прядильной промышленности» новый бренд под названием Lexus. История создания новой марки настолько интересна и поучительна, что по ней можно писать книги и пособия о том, как любой компании необходимо добиваться поставленных целей.

 Днем рождения популярного в наши дни бренда на тот момент еще безымянного можно назвать конец лета 1983 года, именно в конце августа состоялось секретное совещание совета директоров японской корпорации. Во время совещания Эйдзи Тойода озвучил своё новое судьбоносное решение о том, что Toyota должна быть представлена в активно развивающемся на тот момент сегменте автомобилей представительского класса.

 Слово «lexus» приятно ласкает слух и по своему звучанию созвучно со словом «люкс». Это лишний раз доказывает основательный подход японцев ко всему, за что бы, они не брались. Вопрос о новом названии для своего подразделения роскошных автомобилей назрел в 1987 году, тогда в руководстве японской компании по этому поводу точились весьма острые дискуссии. Первая сторона была обеими руками за новое имя, чтобы у потенциальных покупателей не возникало ассоциаций с недорогими и бюджетными моделями Тойота.

 Опоненты же уверяли в том, что новые автомобили нужно продавать обязательно с логотипами Toyota. Разрешили этот затянувшийся спор исследования в США, которые подтвердили мнение первой стороны о том, что в Штатах название «Тойота» ассоциируют с недорогими автомобилями, хотя и не легковыми, а пикапами. Тогда-то руководство компании во главе с Эйдзи Тойода сделало окончательный выбор касательно нового будущего бренда.

 В предложенном списке нанятой японцами консалтинговой компании Lippincott&Margulies из 219 названий руководству Toyota пришлось по душе имя Alexis, однако из-за сильных ассоциаций этого названия с ролью Алексис Кэррингтон из сериала Династия, было принято решение модернизировать исходное название в Lexus. Теперь и в наши дни этот суббренд японцев ассоциируется с такими понятиями, как «люксовый», «элегантный», «технологичный» и «топовый».

 Для создания первенца с логотипами Лексус было привлечено более 1400 дизайнеров и инженеров, которые не покладая рук трудились над одной общей целью - создать роскошный автомобиль, который сможет на равных конкурировать с лучшими премиальными марками Европы и Америки, но при этом стоить дешевле. После самоотверженной работы инженеров и стилистов, а также в результате тщательнейшего исследования предпочтений американских автолюбителей – в июле 1985 года свет увидел первый предсерийный роскошный прототип Lexus LS400.

 Luxury sedan с 4.0-литровым двигателем (LS400) в окончательном продажном варианте дебютировал в 1989 году на автосалоне в Детройте. С той поры компания Lexus начала свой уверенный с каждым годом прогрессирующий путь и стала на одной планке с лучшими мировыми производителями автомобилей из премиум сегмента: Mercedes, BMW, Jaguar, Bentley, Cadillac и Lincoln.

 Сейчас Lexus продолжает активно развиваться и продаваться, обзавелся гибридными технологиями в своих серийных моделях, а также планирует выйти на совершенно новый уровень - в представительский сегмент супер-люкс, где сейчас «правят баллом» такие гиганты, как Maybach, Rolls-Royce и Bentlеy. Одно из последних смелых заявлений Lexus касается выпуска лимузина для императорской японской семьи, который должен будет заменить используемый ныне Toyota Century. И несмотря на финансовый кризис, землетрясения, страшные последствия оттока из ядерных реакторов радиационных элементов, никто не сомневается, что в Lexus свои намеченные задачи выполнят, чтобы не случилось!

Логотип Lexus

Логотип Lexus

 Scion. Информационная заметка о Scion будет очень короткой, так как сама компания возникла совсем недавно и, следовательно, не успела слишком много «наследить» в автомобильной истории. Данный бренд был основан Toyota Motor Corporation летом 2003 года специально для американского рынка, чтобы занять нишу так называемых «молодежных автомобильных компаний». Такое звание компания со штаб-квартирой в Торранс (Калифорния) получила неспроста, дело в том, что ежегодная статистика компании выходит на очень уникальный показатель – средний возраст всех покупателей Скион составляет менее 31 года.

 Подразделение Scion, как правило, продает свои автомобили в одной единственной конкретной комплектации, что позволяет японцам немного сбивать продажную стоимость своих автомобилей, делая их более доступными для молодых и перспективных. Выпускаемый модельный ряд Scion пока состоит из трех моделей, но компания не стоит на месте и уже в скором времени готовится выйти на качественно новый уровень.

Логотип Scion

Логотип Scion

 Daihatsu. Одна из старейших автомобильных компаний Японии - Daihatsu Motor берет свое начало еще с 1907 года прошлого века, когда два талантливых профессора Осакского университета в лице Ёшинки (Yoshinki) и Туруми (Turumi) решили объединить свои усилия для достижения совместной цели: коммерческого предприятия по изготовлению и продаже двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Так в Осаке родилась компания, которая известна нам и поныне, однако первоначально её название звучало так - Hatsudoki Seizo.

 По мере выпуска двигателей, использующих в качестве топлива природный газ, Hatsudoki начинает весьма успешно осваивать автомобильное направление. На счету этого производителя есть одно, несомненно, значимое достижение – именно Hatsudoki принадлежит звание первого отечественного производителя автомобилей. Случилось это в 1930 году, когда Hatsudoki наладила серийный выпуск модели «HA» на трех колесах.

 После начала успешных продаж своих трехколесных автомобилей Hatsudoki в 1951 году была по решению руководства реорганизована и получила новое, дожившее до наших дней имя – Daihatsu. Название компании «Дайхацу» состоит из двух словосочетаний «Дай» и «Хацу», которые дословно можно перевести, как «производство двигателей».

 В середине 60-х годов на счету компании уже были грузовики, фургоны, малолитражные автомобильчики, среднеразмерные авто и даже пикап. Первой Daihatsu стала и в отношении экспортированных в Европу автомобилей японского производства.

 Свою независимость Daihatsu поетеряла в 1967 году, когда вошла в альянс с активно развивающейся на тот момент Toyota. Однако это сотрудничество фактически означало переход Daihatsu под контроль своего более могущественного партнера - Toyota выкупила контрольный пакет акций компании, а в последствии – поглотила её целиком.

 Интересно, что на этом развитие старейшей японской марки нисколько не замедлилось, а напротив, получив доступ к технологиям и инвестициям Toyota – компания продвигается вперед семимильными шагами. В 1985 году общее количество выпущенных Daihatsu серийных автомобилей достигает 10 миллионов единиц, автомобильная продукция компании начинает разлетаться со скоростью «горячих пирожков». Конец двадцатого столетия ознаменовался в Европе бумом на компакт-кары, на этом фоне рост экономичных малолитражек неуклонно растет и к 1997 году количество выпущенных за все предыдущие годы легковых автомобилей достигает 10 миллионов. Это событие было приурочено к не менее важной дате – японской компании исполнилось 90 лет.

 Если взглянуть на сегодняшнюю Daihatsu, мы увидим перед собой компанию с вековой историей, продолжающую стремительно развиваться, ибо уже даже у самых больших скептиков малолитражек не осталось сомнений, что за компактными и топливоэффективными автомобилями – будущее мировой автоиндустрии. Эту тенденцию нам ярко продемонстрировал недавний автосалон в Токио 2011 (Tokyo Motor Show 2011). Что интересно нынешнее подразделение Toyota в Европе и Японии остается вне конкуренции, сейчас продукция Дайхатсу представлена в более, чем 140 странах мира.

 Сейчас Daihatsu специализируется на производстве микролитражных автомобилей А-класса, а также малолитражных автомобилей классов В и С, компактных внедорожников, минивэнов и небольших грузовых автомобилей. В последнее время в конструкторских штабах компании в приоритетную нишу выделены гибридные и электрические технологии. Производственные мощности Дайхатсу сосредоточены преимущественно в Японии, Венесуэле и Индонезии.

Логотип Daihatsu

Логотип Daihatsu 

 

Volkswagen AG

 Теперь давайте рассмотрим подробнее, чем «дышит» крупнейший немецкий автогигант Volkswagen AG, который собрал под свое крыло целый выводок знаменитых брендов. Немецкий концерн был создан Германской автомобильной ассоциацией еще при Гитлере в далеком 1937 году для воплощения в жизнь известной предвыборной программы нацистской партии: «каждому немцу по автомобилю».

 Вторая Мировая Война не пощадила производственные мощности немецкого предприятия и в 1960 году Volkswagen, который до этого времени выпускал лишь одну модель «Жука» реорганизовали в акционерное общество, примерно 20% акций концерна получили федеральное правительство Германии и правительство Нижней Саксонии.

 Почти через тридцать лет произошла приватизация федеральной доли в контрольном пакете акций, и в 1988 году Нижняя Саксония осталась владелицей самого крупного пакета акций Фольксвагена (его процентная доля составляет 18.2%). Стоит также заметить, что способствует этому так называемый «Закон о Фольксвагене», который запрещает одному совладельцу или группе инвесторов концерна иметь долю более 20% от общего числа акций Volkswagen.

 В результате государственной поддержки и немалых финансовых вливаний инженеры Volkswagen разработали и начали выпускать с 1973 года новую модель Passat, а через год у компании появился новый флагман, преломивший историю «народных автомобилей» - имя ему Golf. Именно Golf позволил Volkswagen втиснуться на мировой рынок, и прикупить при этом «со скидкой» много известных автомобильных брендов.

 На данный момент концерну Volkswagen AG подчиняется больше десятка известных компаний: здесь Вы найдете Audi, Skoda, Seat, NSU Motorenwerke, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania, MAN AG и даже Porsche с Suzuki.

 Все эти когда-то независимые столпы мировой автоиндустрии так или иначе принадлежат Volkswagen. И неважно, что некоторые из них были честно куплены, а другие поглощены под видом партнерского сотрудничества – босс здесь один и это руководство Volkswagen AG в лице председателя правления - Мартина Винтеркорна. Каждая компания «пришла» в Фольксваген своим уникальным путем со своей уникальной историей, давайте попробуем разобраться в этом вопросе более подробно…

Логотип Volkswagen

Логотип Volkswagen 

 Audi. Одной из любимиц председателя правления «Народного автомобиля» Мартина Винтеркорна является легендарная Audi, которая в данный момент сфокусирована на производстве автомобилей премиум-класса и спортивных прототипах. Компания из Ингольштадта является творческим порывом Августа Хорьха, одного из пионеров немецкого автомобилестроения.

 Детище Августа под названием Horch&Cie было основано в 1899 году, однако к нашей великой радости Хорьху пришлось оставить его из-за разногласий с советом директоров и правительством. Вот тут-то Хорьх и решил создать нечто великолепное и великое. Поскольку его фамилия уже дала название одной компании и была защищена соответствующим патентом, Август Хорьх выбрал для имени своего нового «ребенка» латинский перевод своей фамилии, который стал аналогом немецкого «horch!» («слушай!»), но теперь в более благозвучном исполнении - «audi!».

 Современная компания – это последний представитель когда-то великого объединения Auto Union AG, символом слияния которого стали четыре кольца на логотипе марки. Давным-давно (начиная с 1932 года) в Auto Union AG помимо Ауди входили бренды Horch, DKW и Wanderer, но три последние канули в бездну истории после того, как в 1958 году акционерная компания Daimler-Benz AG полностью выкупила Auto Union. Ингольштадтская фирма оставалась ее собственностью вплоть до 1964 года, затем компания перешла под влияние Volkswagen. Под бдительным руководством из Вольфсбурга производитель Audi остается и поныне.

Логотип Audi

Логотип Audi

 Seat. Испанский Seat был поглощен Volkswagen Group в 1990 году, на данный момент немцам принадлежит контрольный пакет акций компании (99.99 % акций). Испанский автопроизводитель SEAT S.A. (испанское сообщество легковых автомобилей) представляет собой плод глобального развития итальянского концерна Fiat, когда в далеком 1919 году последний решил открыть в пригороде Марторель (Барселона) свой филиал.

 Покровительство итальянцев продлилось вплоть до 1980 года, затем два года спустя Сеат подписал соглашение о сотрудничестве с концерном Volkswagen Group, а к 1990 году «немецкая акула» полностью поглотила испанскую компанию и стала фактически полноправным владельцем Seat.

Логотип Seat

Логотип Seat

 Skoda. Чешская Skoda так же начинала сотрудничество с Volkswagen в качестве равноправного партнера, а затем была приобретена им в 1991 году. Летопись машиностроительной компании из Чехии берет свое начало с 1859 года, когда некий граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную фабрику, которая ровно через десять лет досталась инженеру и предпринимателю в одном лице – Эмилю Шкода. Его монстр объединился с мало популярной маркой Laurin&Klement, которая начинала с велосипедов, а закончила автомобилями. С тех пор и появилась всем известная Skoda.

 В тяжелые для компании годы Второй мировой войны Skoda вошла в производственную систему Третьего рейха и даже сумела разработать в те дни легкий броневой танк. В послевоенное время компания была национализирована в акционерное общество AZNP Skoda, тогда же фирма стала монополистом на рынке массовых автомобилей Чехословакии. Так продолжалось вплоть до 1989 года, когда политические перемены и нестабильная экономическая обстановка заставили руководство Skoda искать сильного зарубежного партнёра для вывода компании из кризиса.

 Поиски чешского правительства увенчались заключением партнерства в 1990 году с концерном Volkswagen. Последнему в начале было продано 31% от общей доли акций Skoda, к концу 1995 года эта доля увеличилась до 70 % и наконец, в мае 2000 года немцами была выкуплена последняя доля акций в 30%. В настоящее время Skoda занимается выпуском легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, авиационных двигателей и сельскохозяйственных машин. В автомобильном подразделении Skoda самыми успешными моделями стали Octavia и Fabia, а флагманом компании стала модель Superb.

Логотип Skoda

Логотип Skoda

 Bentley. Икона британского автомобилестроения в сегменте спортивных и «люксовых» автомобилей Bentley также попала во владение к Volkswagen Group в 1998 году, а дело было так... История английского Bentley началась в 1919 году прошлого века, когда Уолтер Оуэн Бентли вместе со своими компаньонами разработали свой первый автомобиль под индексом 3L. После положительных отзывов со стороны британских экспертов в 1921 году был налажен серийный выпуск этой модели. Одним из первых шагов руководства новоиспеченной компании стало решение популяризировать автомобили Bentley путем участия в престижных гоночных состязаниях. И нужно отметить, что на этом поприще детище Уолтера добилось немало почетных титулов и званий (чего только стоили победы в гонке Tourist Trophy и Ле-Мане).

 Затем отец-основатель марки принял историческое решение, благодаря которому легендарная марка стала символом не только скорости, но и - состоятельных британцев с аристократическими корнями. Успехи бренда «Bentley» на рынке Великобритании в сегменте премиальных автомобилей вызвали неподдельный интерес к компании со стороны одного из лидеров мирового автомобилестроения – британского «Rolls-Royce», которым на то время правило руководство концерна Vickers.

 В начале 30-х годов концерн Rolls-Royce поглотил торговую марку Бентли, независимость которой на том и закончилась. Первое время темпы развития Bentley под опекой Rolls-Royce лишь возрастали, но к 50-м годам пришли времена застоя и практически все последующие разработки компании были более дешевыми двойниками Rolls-Royce. Однако к концу века британцы все же сумели сотворить пару уникальных разработок, имя одной из которых нам сегодня очень хорошо известно, ибо называется она Bentley Continental.

 Переходной 1998 год для многих компаний, когда в мире правила финансовая нестабильность стал переходным и для Bentley - Rolls-Royce из-за финансовых несварений вынужден был передать Bentley в руки другого монстра европейского автомобилестроения Volkswagen AG, а сам достался не менее грозному немецкому производителю BMW.

Логотип Bentley

Логотип Bentley

 Bugatti. Одним из бриллиантов в короне Volkswagen AG является легендарная гоночная марка Bugatti. Да, именно гоночная! Известная нам сейчас французская компания, занимающаяся выпуском спортивных автомобилей класса «люкс» была рождена в Германии и стала в начале прошлого века кумиром для всех, даже для Ferrari.

 У многих при упоминании слова «Bugatti» вплывает ассоциация с производителем мощных автомобилей, которая как нельзя лучше отображает его историю. А началось все в окрестностях Германии в 1908 году, когда художник и инженер по совместительству Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) разработал свой первый автомобиль - Bugatti Type 10. Проект оказался живучим и уже вскоре его мелкосерийный выпуск был налажен в Кельне - в подвале дома Бугатти.

 Затем пришли первые достижение марки в спорте, именно с этого момента началась писаться славная спортивная история легендарного бренда. Для Этторе все шло просто отлично, пока в 1914 году не началась Первая мировая война. Чтобы спасти от разорения свое дитя, Этторе Буггати был вынужден продать лицензию французской компании Peugeot.

 С тех пор новым домом Bugatti становится Франция и именно на её территории марка навсегда прославила свое имя в летописи автомобилестроения. На протяжении ранней истории практически все автомобили под маркой Bugatti предназначались только для гонок, и большинство из них выпускалось небольшим тиражом в пределах одного десятка. В связи с этим автомобили марки наиболее всего известны благодаря спортивным заездам, в которых проекты Бугатти одержали тысячи побед всего за несколько десятилетий на самых престижнейших аренах гоночных соревнований нашей планеты. Так модель Type 35 образца 1924 года стала самым успешным гоночным автомобилем всех времён и народов – в ее послужном списке числится более, чем 2 000 победы, а самым гениальным гонщиков этих жеребцов стал пилот Луи Широн.

 В 1929 год на уже французскую компанию обрушился кризис, тогда же Бугатти пришлось отказаться от своих мощных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и чтобы как-то свести концы с концами он продал свои моторы под локомотивы. После «ночи» в развитии компании последовал расцвет, который в 1939 году был омрачен смертью сына Этторе Бугатти – Жана. Примерно тогда славная гоночная империя бренда Bugatti начала близится к закату.

 В послевоенный период компания была в нескольких шагах от полного банкротства и на фоне этих печальных событий умирает создатель компании Этторе Бугатти. В результате таких драматических обстоятельств - следующие десятилетия Bugatti блуждает из рук одного владельца в другие. Восстание из пепла датируется 1998 годом, когда компания переходит под патронаж немецкого концерна Volkswagen, который в короткие сроки возрождает мелкосерийное производство потомков великих спортивных автомобилей под титулованной маркой.

 Поэтому, как и век назад, в наши дни автомобили Bugatti продолжают задавать тон в мировом спортивно-автомобильном сообществе. Примечательно, что до сих пор все автомобили собираются вручную на родном историческом заводе во Франции.

Логотип Bugatti

Логотип Bugatti

 Lamborghini. В 1963 году в неприметной деревушке близ Болоньи владелец крупной тракторной фабрики Ферруччо Ламборгини (Ferruccio Lamborghini) дал начало новой компании, которая впоследствии прославила небольшую деревушку на весь мир. Как гласит легенда основания компании: большой почитатель спортивных автомобилей Феруччо приобрел себе модель Ferrari 250 GT, однако его не удовлетворили технические характеристики и ездовые качества этого аппарата. В попытке донести свои замечания по поводу данной модели её конструктору Энцо Феррари, Ламборгини был осмеян и назван некомпетентным «трактористом» в области строения спорткаров.

 Однако вопреки всем ожиданиям Ламборгини не оставил свое любимое хобби и основал дочернюю компанию своей тракторной фабрики, занимающуюся выпуском автомобилей. А знак зодиака её создателя (телец) послужил логотипом компании, на котором и поныне изображается бык.

 Довольно быстро к Lamborghini пришло признание, успех, а затем и неплохая прибыль. И все бы ни чего, но в 1972 году на главную компанию Ламборгини нагрянули тяжелые финансовые испытания из-за срыва поставки крупной партии тракторов в Южную Америку. Неизбежность банкротства вынудила Ферруччо продать часть своей доли, а затем и контрольный пакет акций тракторного предприятия итальянской компании Fiat. Интересно, что Fiat и по сей день производит трактора под маркой Ламборгини.

 Следующие два десятка лет успешные продажи популярных автомобилей Lamborghini вывели компанию на мировой уровень, однако, не смотря на это, Ламборгини решился продать своё детище финансистам из Швейцарии. Но надолго инвесторы не сумели удержать у себя итальянскую компанию и она еще не один раз меняла владельцев, и даже ставала банкротом. Кризис менялся кризисом, а финансовые трудности с каждым годом только усиливались.

 Следующими владельцами Lamborghini стали братья Мимрам из Швейцарии, затем пришел американский автогигант Chrysler. На это время пришелся выпуск очередной легенды - Lamborghini Diablo. В 1994 году уже корпорация Chrysler из-за финансовых трудностей, была вынуждена продать компанию Ламборгини инвестиционному фонду Megatech из Индонезии. По той же самой причине компания в 1998 году отошла новому и последнему на данный момент владельцу в облике Audi AG, разумеется под протекцией и напутствием Volkswagen.

Логотип Lamborghini

Логотип Lamborghini

 Porsche AG. Однажды 25 апреля 1931 года водопроводчик по профессии и талантливый инженер по призванию - Фердинанд Порше после скитаний в конструкторских бюро различных компаний решился на создание своего собственного предприятия с длинным непонятным названием Doktor Ingenieur honoris causa Ferdinand Porsche Aktiengesellschaft (Акционерное общество почётного доктора инженерных наук Фердинанда Порше). Его предприятие принимало непосредственное участие в программе создания «народного автомобиля» для Германии, в результате которой в 1933 году был разработан прародитель легендарного Volkswagen Beetle. Дело до создания собственного серийного автомобиля у Фердинанда так и не дошло из-за начала Второй Мировой. Однако фундамент был уже заложен в виде спортивного родстера с индексом 64. В военные годы Порше принимал активное участие в разработке тяжелого танка «Тигр».

 В послевоенное время Фердинанд оказался в тюрьме, однако дело отца продолжил один из его сыновей Ферри Порше и все-таки создал первый массовый автомобиль с индексом 356 в окрестностях австрийской лесопилки. Обогнавший современность первый автомобиль 64 серийно не производился, это почетное звание досталось 356 модели Porsche в 1948 году, которая большинство узлов позаимствовала у тогда еще совсем свежего «жука». К 1950 году главный офис Porsche переехал из Австрии в родной Штутгарт, где и сейчас базируется главная штаб-квартира немецкого производителя.

 Германские земли Баден-Вюртемберга, вероятно, воодушевили инженеров компании, которые в то время разродились инновационными технологиями и творческим подходом в автомобилестроении: тогда появилась знаковая модель Porsche 356 B и новый флагман немцев - Carrera. Однако переломным годом в истории компании считается 1963 год, который стал одновременно и годом потерь и годом находок! На смену всем полюбившейся 356 модели пришел новый проект, который оказался вечным – пока существует Porsche, будет существовать и семейство 911-х, базис его заложил сын младшего Порше - Фердинанд Александр.

 Интересный факт, что для новинки подразумевался индекс 901, однако благодаря официальному патенту на это сочетание цифр, который принадлежал Peugeot – между крайними цифрами единичка выжила нолик. С этого момента история компании Порше связана, так или иначе, с этими тремя магическими цифрами - «911». Да, были в истории и переднемоторные модификации (928) и бюджетные версии (912, 914) совместно с Volkswagen, но это было все не то. В конечном итоге в руководстве и конструкторском штабе Porsche убеждались в одной неписанной истине – «911 не заменим»…

 Продолжая плодотворно трудиться и выпускать все новые поколения модели 911, последователи великого Фердинанда остаются и по сей день наиболее доходным автопроизводителем при пересчете полученной прибыли на один выпущенный автомобиль. Одушевленные большим прогрессом в начале 21-го века акционеры и учредители компании задумали посягнуть на сам Volkswagen. Однако запутанная и неоднозначная история начавшегося было поглощения, а затем слияния и в результате все же поглощения, но уже самого Porsche со стороны Volkswagen и по сей день оставляет для простых обывателей больше вопросов, нежели ответов.

 В 2008 году компания Porsche всерьез собралась поглотить Volkswagen и даже приобрела у банков опционы на покупку контрольного пакета акций Volkswagen (75% акций от общего количества). Однако в итоге многомиллиардных займов компании из Штутгарта по непонятным причинам хватило бы только не более, чем на 50 процентов ценных бумаг концерна.

 Финансовое кредитное несварение Porsche подставило его самого под угрозу и привело к тому, что в 2009 году 6 мая на семейном совете потомков основателей обеих компаний было принято решение о слиянии Volkswagen и Porsche. Таким образом, нашумевшая на весь мир потенциальная покупка автогиганта из Вольфсбурга (около 370 000 сотрудников и 61 завода по производству автомобилей) относительно небольшим производителем эксклюзивных спортивных автомобилей из Штутгарта (около 12 200 работников на 2 заводах) так и не состоялась. Тогда под влиянием ключевых акционеров обоих концернов был взят курс на объединение двух автомобильных предприятий. Но не совсем простое оказалось будущее объединение…

 Теперь ожидалось, что у власти огромного объединения станут не руководители Porsche, а представители концерна Volkswagen. В итоге было решено, что легендарный производитель спортивных автомобилей к 2011 году должен был войти в состав единого предприятия и добавить свой бренд «Porsche» к уже имеющимся маркам коллекционеров из Вольфсбурга. В общем, история эта еще не закончилась и по сей день, некоторые ее странности не перестают до сих пор удивлять.

 Но имеем то, что имеем – на данный момент концерну из Вольфсбурга принадлежит 49.9 % компании Porsche AG, а к 2011 году планировалось слияние (вернее поглощение) материнской Porsche SE компанией Volkswagen с целью создания единой интегрированной автомобильной компании. Но этого пока не произошло – великое слияние было отложено из-за судебных и юридических неурядиц с бывшим руководителем Porsche. Тем не менее, фактически правила игры развития штутгартского производителя спорткаров диктует его крупнейший акционер коим и является Volkswagen.

Логотип Porsche

Логотип Porsche

 И последней по упоминанию, но не по значению в списке производителей легковых автомобилей Фолксвагена идет японская компания Suzuki Motor Corporation, где на данный момент Volkswagen Group входит в число крупнейших акционеров компании. И не исключено, что именно японская компания станет новой «жертвой» акул из Вольфсбурга…

 Японская машиностроительная компания из Хамамацу была основана в 1909 году Митио Судзуки. Предприятие с изначальным названием Suzuki Loom Works занималась на заре своего развития практически всем, кроме производства автомобилей: выпуском мотовелосипедов, мотоциклов и даже ткацкие станки успевали производить. Первое четырехколесным средством под названием Suzulight оказалась переднеприводная малолитражка, которая в 1956 году впервые сошла с японского конвейера. К 1967 году модельный ряд японского концерна Судзуки включал первые серийные поколения малолитражек Fronte, Alto, Cervo, а к концу девяностых к ним присоединилась флагманская ныне модель Swift и кроссовер Vitara.

 В декабре 2009 года руководство Suzuki приняло решение вступить в альянс с немецким гигантом Volkswagen Group и обменялась с ним пакетами акций: тогда Volkswagen приобрел 19.9% акций японского автопроизводителя, а Suzuki – 1.5% ценных бумаг немецкого концерна. Всё на тот момент казалось перспективным и обоюдовыгодным: немецкая сторона рассчитывала, что благодаря этой сделке сможет расширить свою долю в сегменте микролитражек и улучшить свое положение на рынке Индии, где Suzuki с индийской компанией Maruti Udyog занимает более половины автомобильного рынка. А в руководстве японского производителя планировали воспользоваться обширными связями Volkswagen на китайском рынке и при поддержке немецких технологий организовать производство гибридных автомобилей.

 Почти никто не сомневался в успехе данного сотрудничества, но нет – по происшествии почти двух лет осенью этого года японская сторона заявила об одностороннем разрыве данного альянса и намерении судится с Volkswagen если последние не пожелают добровольно продать назад акции Suzuki. Если немного углубится во взаимопартнерские взаимоотношении в течении почти двух лет существования альянса, то можно отметить, что за эти годы небыло реализовано ни одного совместного проекта. Первым камнем преткновения стал отчет Volkswagen для инвесторов за 2010 год, где немцы обозначили, что имеют «существенное влияние в финансовых и ответственных вопросах» японского партнера. На этот выпад японская сторона поспешила заявить, что такое положение дел не соответствует истине: и Suzuki не станет очередным брендом Volkswagen.

 В свою очередь в Volkswagen приняли в штыки недавнее решение Suzuki о закупке партии дизельных двигателей для своих автомобилей SX4 у итальянского концерна Fiat. Представители Volkswagen заявили, что это решение противоречит первоначальным условиям альянса. Что будет дальше? Время покажет, но даже если в немецком руководстве решаться продать свою часть в SuzukiVolkswagen еще как минимум два года будет иметь один из главных голосов в правлении японской компании…

 Спасибо за внимание, пока на этом всё, дальше будет...

Логотип Suzuki

Логотип Suzuki

 

Текст: Сергей Писклёнов

Источник: Engine-Market

Количество читателей:
6813
Статьи по теме
Экспресс предложения
запомнить
 
войти
 
Информация: ожидание действий